Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси
К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.
Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).
Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.
Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.
Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.
Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.
Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.
Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия.
Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.
Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.
Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.Анализ причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2015 году, показывает, что большинство из них обусловлено нарушениями потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (20,5 процентов от общего количества установленных причин).
Кроме того, в 17 процентах несчастных случаев было установлено невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. Больше 8 процентов причин несчастных случаев составила личная неосторожность потерпевших.
Таким образом, в настоящее время одним из действенных способов недопущения «личностных» причин производственного травматизма является принятие мер по укреплению трудовой дисциплины за счет:
совершенствования в организациях механизма стимулирования работников за работу без нарушений требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины;
усиления роли самих работников в обеспечении безопасного производства работ.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Как показывает практика достижение положительных результатов в вопросах сохранения жизни и здоровья работников во многом зависит от системного подхода к решению проблем охраны труда, в том числе и формирования у работников культуры охраны труда.
С этой целью необходимо внедрять формы и методы работы по стимулированию работников за содействие нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Уважение и поощрение за исполнительность, добросовестное отношение к труду, строгое выполнение правил и норм безопасности труда служат для работников важным стимулом к неукоснительному соблюдению правил, норм и инструкций по охране труда.
Управление мотивацией к поддержанию высокого уровня безопасности труда направлено на выработку у работников личных и групповых долгосрочных интересов и соответствующих установок на безусловное заинтересованное соблюдение требований охраны труда, а также соответствующего поведения при опасных производственных ситуациях.
Необходимо различать стимулирующее управление, связанное с поощрением работника, и наказывающее управление, связанное с ответственностью работника за свои действия (бездействие).
Установление личной ответственности работников позволяет: совместно с иными формами профилактической работы привести в единую систему деятельность руководителей и специалистов, а также контролирующих лиц по обеспечению безопасных условий труда; оценивать уровень профилактической работы в области охраны труда; регулярно получать информацию о состоянии машин, оборудования, инструмента и рабочих мест с точки зрения их безопасности (безопасной эксплуатации) и принимать меры к устранению недостатков; получать данные о выполнении работниками требований охраны труда и принимать к ним меры дисциплинарного воздействия.
Для формирования устойчивой корпоративно-направленной положительной мотивации во всех подразделениях и трудовых группах (бригадах) должны использоваться разнообразные методы стимулирования работников к овладению знаниями и опытом обеспечения безопасности труда и производства, к снижению показателей аварийности, инцидентности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и внутренней мотивации работников. Важно выделить возможные простые изменения в работе, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.
Таким образом, для воспитания у работников ответственного отношения к собственной безопасности, а также безопасности окружающих его работников, необходимо применять меры материального и морального стимулирования за работу по охране труда.
Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда определяются локальными нормативными правовыми актами (коллективным договором (соглашением), правилами внутреннего трудового распорядка и др.).
Формами морального стимулирования могут являться:
Наиболее распространенная форма материального стимулирования – это премирование отдельных работников или целых коллективов за успехи в работе по охране труда.
Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда могут определяться коллективным договором или положением о премировании, в котором указываются конкретные показатели, условия и размер премирования, порядок предоставления необходимой информации.
В качестве примера можно привести меры морального и материального стимулирования, применяемые в организациях Белоруской железной дороги.
Положением о премировании начальников отделений Белорусской железной дороги предусматривается ежемесячное премирование по показателю «Обеспечение охраны труда» в размере 30 процентов.
Учет выполнения данного показателя производится не с нарастающим итогом с начала года, а за отчетный период.
Основанием для начисления премии за обеспечение охраны труда являются справки о состоянии охраны труда, подписанные начальником службы охраны труда и промышленной безопасности, а в его отсутствие – лицом его замещающим.
Премия не начисляется в случае допущения несчастного случая на производстве со смертельным исходом и группового несчастного случая.
Не в полном объеме премия начисляется за зарегистрированный в организации несчастный случай на производстве.
Материалы по допущенным несчастным случаям на производстве принимаются к рассмотрению после оформления акта формы Н-1, и премия не начисляется или начисляется частично за месяц, в котором оформлен вышеуказанный акт.
Также на Белорусской железной дороге утверждены: Положение о проведении конкурсов на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства», «Лучший проект (идея) по улучшению условий и охраны труда», «Лучший специалист по охране труда».
Конкурс на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства» с учетом оценки состояния и условий труда на рабочих местах, проводится по следующим критериям:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 20 базовых величин каждому работнику, работающему на этом рабочем месте.
Конкурс на «Лучший проект (идею) по улучшению условий и охраны труда» проводится по следующим критериям:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин работнику-автору (работникам-авторам).
Конкурс на «Лучшего специалиста по охране труда» проводится среди специалистов по охране труда, имеющих опыт работы в должности не менее 1 года.
Основными целями конкурса являются:
Задачами конкурса являются:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин.
Приведенные примеры не являются основополагающими. В организациях с учетом характера их деятельности, могут разрабатываться и другие мероприятия, предусматривающие моральное и материальное стимулирование работников за повышение безопасности труда.
Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития организации.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содействие и сотрудничество работника с нанимателем в деле обеспечения безопасных условий труда является одним из основных условий эффективного функционирования системы управления охраной труда.
При этом необходимо учитывать, что необоснованное моральное и материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу его воздействия.
Источник: Департамент государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В связи со сложившейся сложной метеорологической обстановкой Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь считает необходимым обратить внимание работодателей на соблюдение следующих мер безопасности при организации и проведении работ по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда:
При выполнении работ по очистке крыш зданий и сооружений от снега и льда, снятии ледяных сосулек с краев крыш и у водосточных труб необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2011 № 141, Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52, Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 № 186, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 78, Типовой инструкции по охране труда для работающих в рабочей платформе мобильной подъемной рабочей платформы, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.07.2005 № 80, а также других нормативных правовых актов, обеспечивающих безопасное выполнение вышеуказанных работ в конкретной ситуации.
Дополнительно в целях недопущения и профилактики несчастных случаев Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, привлекаемым к работам по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда.
О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее –Департамент) в течение 2012 - 2015 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органы управления), направлено 6 информационных писем, в которых вносились предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.
Вместе с тем, по-прежнему в организациях республики ситуация с производственным травматизмом при выполнении вышеуказанных работ остается напряженной и кардинально не изменяется.
В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь 17 работников получили тяжелые производственные травмы и 1 погиб. В 2014 году зарегистрировано 8 несчастных случаев, в результате которых 8 работников получили тяжелые производственные травмы и 3 – погибли. В 2015 году произошло 10 несчастных случаев, которые привели к тяжелым производственным травмам 11 работников.
За 5 месяцев 2016 года при выполнении шиномонтажных работ тяжелые производственные травмы получили 6 работников (СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области, ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно, СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области, Сельскохозяйственное унитарное предприятие «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области, Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев, ТУП «Металлургтранс» ОАО «Белорусский металлургический завод» Жлобинского район Гомельской области).
Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов и производственного оборудования требованиям нормативных правовых актов.
Так, 12.02.2016 при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового переднего левого колеса автомобиля МАЗ произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате
чего тяжелую производственную травму получил слесарь по ремонту автомобилей ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно.
При аналогичных обстоятельствах и по тем же причинам 15.02.2016 и 13.03.2016 произошли несчастные случаи, приведшие к тяжелой производственной травме водителя автомобиля СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области и водителя автомобиля Могилевской базы (транспортной) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев.
Два несчастных случая в 2016 году произошли при накачке шин автомобилей МАЗ вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также лицами, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении данных работ.
08.02.2016 во время накачивания шины вне специально оборудованного места произошел вылет разрезного замочного и стопорного колец, которыми был тяжело травмирован водитель автомобиля СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области. При этом потерпевший был допущен к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт, а также без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
10.03.2016, сидя на колесе и накачивая его при помощи компрессора, тяжелую производственную травму получил слесарь сельскохозяйственных машин и оборудования Сельскохозяйственного унитарного предприятия «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области. Работы по накачке колеса, в данном случае, проводились лицом не имеющим соответствующей квалификации и не прошедшим инструктажа проверки знаний по вопросам охраны труда и вне специально оборудованного места.
В 2009 и 2014 годах Департамент обращал внимание заинтересованных на обязательное применение гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ. Однако, в 2016 году вновь зарегистрирован несчастный случай, происшедший при обслуживании шины заднего бездискового колеса автомобиля МАЗ с отсутствующим гибким удлинителем вентиля (Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев).
Указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и 1987 годах. Установлено, что при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается.
Поэтому для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.
Порядок монтажа и демонтажа шин изложен в главе 7 Технического кодекса установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» ТКП 299-2011(02190), утвержденного и введенного в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц.
Кроме этого требования безопасности работ по монтажу и демонтажу колёс изложены в руководстве по эксплуатации на автомобили МАЗ всех моделей. В частности, одним из основных критериев безопасности является категорическое запрещение снятия со ступицы колеса без полного выпуска воздуха из шины.
На основании изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает органам управления потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства:
1) используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей;
2) монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;
3) не допускать:
выполнение шиномонтажных работ работниками, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению;
демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.