ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законодательное обеспечение
инвестиционной политики
Инвестиционный процесс является
одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие
Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации
инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и
внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси
сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Основополагающим
документом является Закон Республики Беларусь от 13 июля 2013 г. № 53-З «Об
инвестициях»(https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053), направленный на
стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на
территории республики.
Закон устанавливает
правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории
Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику
Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов
инвесторов, а также их равной защиты.
Инвестиционная
деятельность в республике может осуществляться в формах:
- создания
юридического лица;
- приобретение имущества или
имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица,
недвижимости (в том числе и строительство объектов); ценных бумаг; прав на
объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других
основных средств.
Иностранным инвесторам гарантируется
право собственности и иные вещные права, а также имущественные права,
приобретенные законным способом. И, главное – независимо от формы
собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации,
защита прав и законных интересов.
Инвесторы могут самостоятельно
осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения
объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности,
распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать
ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных
платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Инвестиции не могут быть
безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь
со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного
имущества, но и других вызванных ими убытков. Закрепляется право инвестора
обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов
или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или)
причиняющие ему убытки.
Принятые решения на государственном
уровне способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному
распределению инвестируемых средств по структуре и территориям в соответствии с
государственными приоритетами:
Декретом Президента Республики
Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для
инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» установлены правила,
облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Беларуси, как для
белорусских, так и для иностранных инвесторов. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900010
Декрет предусматривает трёхуровневую
систему заключения инвесторами договоров с Республикой Беларусь. Дифференциация
зависит от значимости проекта и предоставляемых преференций.
Инвестиционный договор может
заключаться на основании решения: Совета Министров, согласованного с
Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается
предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами
или иными решениями Главы государства; Совета Министров в случае, если
инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и
преференций, уже установленных законодательными актами; республиканского органа
государственного управления, иной государственной организации, подчиненной
правительству; решения облисполкома в случаях, когда для реализации проекта
преференции не требуются.
В заключаемых с инвестором договорах
определяются объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, закрепляется
ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств.
Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие
преференции:
- предоставление земельного участка
в аренду без проведения аукциона;
- поэтапное оформление документов по
отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых
землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих
этапов строительства;
- ввоз технологического оборудования
и запасных частей к нему для объектов без уплаты таможенных пошлин и налога на
добавленную стоимость и другие.
Порядок заключения инвестиционных
договоров с Республикой Беларусь определен постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. №1058 «О мерах по реализации Декрета
Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. №4».https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600563
С целью развития регионов и отраслей
экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и
развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом
Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 предоставлено право
физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее
– инвестиционные агенты) по вопросам:
- привлечения инвесторов для
реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;
- сопровождения инвестиционных проектов
(при их подготовке и реализации), в том числе оказанию инвесторам
консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг.
Порядок предоставления статуса
инвестиционного агента утвержден постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 6 ноября 2009г. №1448.
Декретом Президента Республики
Беларусь №1 от 16 января 2009 г упрощен порядок государственной регистрации и
ликвидации субъектов хозяйствования(https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900001).
С 1 февраля 2009 г. введен
заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за
исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация
осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень
документов, предоставляемых для регистрации.
Декрет значительно упрощает
требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены
требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций
(кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций.
Величина уставного фонда
определяется юридическими лицами самостоятельно. При ликвидации юридических лиц
и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип
«одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими
государственными органами.
Приняты меры экономического
стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых
городских поселений, сельской местности (Декрет Президента Республики Беларусь
№ 6 от 07.05.2012 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1200006). Коммерческие организации
Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в
Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних,
малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории
средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по
производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи
календарных лет со дня их государственной регистрации:
вправе не исчислять и не уплачивать
налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц
(индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов,
полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
освобождаются от уплаты
государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на
осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в
том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в
такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление
срока его (ее) действия;
вправе не исчислять и не уплачивать
иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в
том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на
территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов,
государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов,
земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных
ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при
исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не
предусмотрено иное);
освобождаются от обязательной
продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими
лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров
(работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.
Определены условия по вовлечению в
хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного
на территории сельских населенных пунктов и поселков городского типа на
аукционе с установлением начальной цены продажи равной одной базовой величине,
а также предусмотрена возможность передачи в безвозмездное пользование или в
собственность (Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 №294) https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p31000200.
Созданы
условия для сокращения сроков строительства объектов и развития
материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а
также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять
строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели
государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного
строительства для нуждающихся(Указ 14
января 2014 г. № 26 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31400026
Упрощена процедура изъятия и
предоставления земельных участков . (Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2022 г. №
466, https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P32200466&p1=1&p5=0). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц,
заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее
время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и
возможным отказом в предоставлении земельных участков.
С информацией о
законодательных актах Республики Беларусь, регламентирующих инвестиционную
деятельность можно также ознакомиться на сайте Брестского облисполкома: https://brest-region.gov.by/ru/investicionnoe-zakonodatelstvo-ru.