Прокуратура района разъясняет требования административного законодательства, в части сроков и порядка исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа.
Статья 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает, что штраф должен быть уплачен физическим лицом, подвергнутым административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.
В случае не уплаты штрафа в добровольном порядке, штраф взыскивается в принудительном порядке судебным исполнителем отдела принудительного исполнения.
В соответствии с законодательством при исполнении исполнительных документов судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа: налагает арест на денежные средства и иное имущество должника, находящегося на его счетах, во вкладах или на хранении в банках; временно ограничивает права должника на выезд из Республики Беларусь, на управление механическим транспортным средством, права на охоту .
При взыскании административного штрафа в принудительном порядке, взыскивается судебным исполнителем с должника и принудительный сбор в размере 10% от суммы штрафа.
В связи с вышеизложенным, прокуратура района обращает внимание граждан, что добровольная уплата административного штрафа несет для должника меньшие последствия.
В текущем 2020 году на территории района возбуждено 67 уголовных дел по ст.212 УК Республики Беларусь «Хищение путем использования компьютерной техники», что на 168 % больше чем за аналогичный период прошлого года. Только за октябрь-ноябрь 2020 года возбуждено 27 уголовных дел.
Злоумышленниками применяются все более изощренные схемы для получения доступа к банковской платежной карте гражданина.
Так, представляясь сотрудником банка убеждают установить антивирусную программу, чтобы предотвратить таким образом якобы хищения с банковской карточки. Гражданин верит: - «ведь не надо предоставлять никакие сведения о банковской карточке», скачивает вредоносную программу, предоставляя тем самым злоумышленнику полный доступ к управлению своим телефоном. Злоумышленник, сам заходит в «личный кабинет», проводит все операции, при этом, сбрасывает все настойки в телефоне. Потерпевший теряет не только денежные средства с банковской карты, но и все сведения о своих контактах, переписках и т.д.
Совершенно недавно, у одного из жителей Столинского района по вышеуказанной схеме, совершено хищение 3700 рублей, с телефона также исчезли и все сведения (контакты, переписки…).
В связи с вышеизложенным, прокуратура района в очередной раз обращает внимание на бдительность граждан, не доверяйте «речам» злоумышленников.На протяжении последних месяцев, отмечается существенный рост хищений денежных средств, находящихся на картсчетах граждан. Злоумышленники пользуются доверчивостью держателей банковских платежных карт.
Преступления, в основном, совершаются по следующим схемам. Преступник звонит потерпевшему, представляется сотрудником банка и под различными предлогами предлагает сообщить реквизиты банковской платежной карточки, код доступа, содержащийся в смс- оповещении от отправителя, паспортные данные. Предлоги могут быть самые разные, например, сообщают о том, что якобы с банковской платежной карточки пытаются похитить деньги, а для предотвращения нужно сообщить реквизиты карточки или паспортные данные. Важно знать, что указанные сведения нельзя сообщать ни при каких обстоятельствах.
Иной способ получения доступа к банковской платежной карте - путем переписки в мессенджерах на сайтах объявлений. Преступник предлагает потерпевшему для оплаты приобретаемого товара перейти по ссылке на «фишинговый сайт» для ввода данных банковской платежной карты. Как правило, данная ссылка создана самим злоумышленником и является точной копией оригинального сайта. Отличить «фишинговый сайт» от оригинального очень сложно, поэтому следует тщательно убедиться в подлинности страницы, на которой вводятся данные.
Уважаемые жители Столинского района, будьте бдительными, не давайте злоумышленникам ни единого шанса завладеть Вашими денежными средствами.
Прокуратура района обращает внимание, что Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и других массовых мероприятий.
Согласно требованиям Закона проведение массовых мероприятий осуществляется по заявительному принципу в соответствии с решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.
Так, статей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Максимальным взысканием за совершенное правонарушение является штраф до 50 базовых величин либо административный арест.
Кроме того, за организацию массовых беспорядков и участие в них предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Санкция данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.
Также уголовно наказуемым являются групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти.
В связи с вышеизложенным, прокуратура района обращает внимание граждан, на соблюдение требований законодательства Республики Беларусь.Прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства о мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях.
Обращаем внимание родителей, что исходя из Приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О признании детей находящимися в социально опасном положении» от 15 января 2019 года №22, критерием социально опасного положения несовершеннолетнего является необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
В случае если родители ненадлежащим образом осуществляют надзор за поведением ребенка, и ребенок совершает административное правонарушение либо преступление, семья признается, находящаяся в социально опасном положении и учреждение образования семье оказывает помощь в воспитании и обучении детей.
Например, в ходе проведенной прокуратурой Столинского района проверки причин и условий совершения несовершеннолетней Б. преступления, предусмотренного ч.4 ст.317 УК Республики Беларусь, установлено следующее.
Несовершеннолетняя 03.06.2019 примерно в 07.50 часов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, не имея права управления транспортными средствами, управляла механическим транспортным средством – автомобилем марки «BMW», и двигалась по проезжей части автодороги Столинского района.
В указанное время, осуществила перевозку пассажиров автомобиля, с непристегнутыми ремнями безопасности, а также проявила невнимательность к сложившейся обстановке и выбрала небезопасную скорость движения, в результате чего не справилась с управлением автомобиля, съехала на правый по ходу своего движения кювет, где совершила столкновение с придорожными деревьями.
В результате данного дорожно-транспортного происшествия находившемуся в автомобиле пассажиру были причинены телесные повреждения, относящиеся к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни.
Изучением характеризующих материалов в отношении родителей несовершеннолетней установлено, что одной из причин совершения несовершеннолетней преступления является ее бесконтрольность, со стороны родителей, не в полной мере контролируется поведение подростка, которая допускает факты нахождения вне дома в вечернее и ночное время.
Проведенной проверкой установлено, что до произошедшего ДТП несовершеннолетняя на протяжении ночи проводила время в компании, распивающей спиртные напитки.
Прокуратурой района руководителю учреждения образования вынесено предписание о проведении социального расследованияоб условиях проживания и воспитания несовершеннолетней по результатам которого рассмотреть вопрос об обращении в координационный совет для принятия решения о признании несовершеннолетней находящейся в социально опасном положении.
По результатам исполнения акта прокурорского реагирования в вышеуказанной семье выявлены критерия социально опасного положения несовершеннолетнего.
Прокуратура Столинского района обращает внимание на усиление в сельскохозяйственных организациях Столинского района соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее - Директива №1), Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № З «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» (далее - Директива №З).
Так, проведенные проверки в текущем 2020 году показали, что в ряде сельскохозяйственных организациях района допускаются факты нарушения законодательства Республики Беларусь об охране труда и технике безопасности, которые напрямую способствуют увеличению риска причинения вреда жизни и здоровью работников.
Например, в ходе проверки в КСУП «Видиборский» установлено, что ремонт тракторов, проводится без использования противооткатных упоров; под прицепами, различными емкостями, находящимся вблизи ремонтной механической мастерской, вместо специальных металлических подставок (козелков) установлены деревянные колодки.
В ремонтной механической мастерской ОАО «Лядецкий» не все эксплуатируемые специальные металлические подставки (козелки) были испытаны и не на всех имелись надписи о предельно допустимой нагрузке.
По-прежнему, недостаточно внимания должностными лицами сельскохозяйственных организаций уделяется соблюдению законодательства о пожарной безопасности на вверенных им объектах.
Например, в КСУП «Видиборский» пожарные щиты в ремонтных механических мастерских не укомплектованы минимально необходимым набором противопожарного инвентаря; не обеспечивается свободный доступ к указанным средствам пожаротушения.
По результатам проведенных проверок приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений.
Как сложилась криминогенная обстановка на Столинщине в 2016 году, какие проблемы волнуют местное население, с какими трудностями пришлось столкнуться в прошлом году и какие направления деятельности органов прокуратуры являются приоритетными – ответы на эти вопросы в интервью «Навіны Палесся» с прокурором Столинского района младшим советником юстиции Дмитрием Сергеевичем Позняком.
- Что вы можете сказать о состоянии преступности в районе?
- По итогам 2016 года на территории Столинского района зарегистрировано 570 преступлений. Это меньше на 76 преступлений, чем за 2015 год (2015 год – 646). Анализ криминогенной обстановки свидетельствует о снижении в 2016 году в сравнении с 2015 годом особо тяжких преступлений с 8 до 1 и тяжких преступлений с 24 до 11.
Говоря о состоянии преступности, нужно отметить, что сократилось количество убийств с 2 до 1, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 13 до 7, угонов автотранспорта с 10 до 5, хулиганств с 35 до 22, грабежей с 12 до 7, краж с 333 до 262. Не допущено изнасилований и вымогательств. Уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, со 157 до 119, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии с 73 до 46, совершенных группой лиц с 79 до 61. Анализ преступности свидетельствует о том, что наметилась негативная тенденция к росту числа мошенничеств с 9 до 11, уклонения родителей от содержания детей с 60 до 69.
- Как обстоит ситуация с преступностью на селе?
- Удельный вес преступлений, совершенных в сельской местности, остается по-прежнему достаточно высоким – 69,6 процента от общего количества совершенных преступлений на территории района. Особая роль в предупреждении правонарушений и преступлений в сельской местности отведена советам общественных пунктов охраны правопорядка (совет ОПОП). А проведенные проверки позволяют сделать вывод о том, что работа советов ОПОП требует совершенствования.
- Почему прокуратурой уделяется значительное внимание надзору за исполнением законодательства об основах деятельности по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений?
- По степени своего негативного влияния на состояние правопорядка и размеру ущерба, причиняемого государству, правонарушения и преступления, совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов, превосходят многие другие, поскольку их результатом становятся неблагополучная демографическая ситуация, затраты государства как на исправление и корректировку поведения виновных лиц, так и на реабилитацию пострадавших. Несмотря на наличие в Столинском районе значительного числа лиц, страдающих от семейного насилия, «кризисная комната», призванная стать временным приютом для жителей района, нуждающихся в защите, по-прежнему с момента ее введения в эксплуатацию и по настоящее время пустует.
- Дмитрий Сергеевич, имеются ли у нас какие-либо тенденции роста преступности?
- Количество преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость, по итогам 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличилось с 161 до 181. Стоит отметить, что на протяжении двух последних лет наблюдается устойчивый рост указанных преступлений. Ими больше всего совершено таких преступлений, как кражи и уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей.
Из 137 лиц, имеющих судимость и совершивших новые преступления, 115 являлись не работающими и не учащимися.
- Расскажите, сколько граждан привлечено к уголовной ответственности?
- Всего в 2016 году судом Столинского района рассмотрено 301 уголовное дело, привлечено к уголовной ответственности 317 лиц. Из них 111 осужденных изолированы от общества. Ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа назначалось в отношении 28 осужденных. Наказание, не связанное с изоляцией от общества, назначалось в отношении 178 осужденных.
Таким образом, 178 осужденных, совершивших преступления на территории района, оставлены для исправления без их отделения от места жительства. В связи с вышеизложенным работа по профилактике преступлений с этими лицами имеет приоритетное направление.
- Дмитрий Сергеевич, какое направление деятельности прокуратуры вы бы назвали приоритетным?
- В прокурорской деятельности нет неважных отраслей надзора, нет и второстепенного. Люди обращаются со своими бедами, и у каждого заявителя это беда номер один. Но можно выделить одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности - это надзор за точным и единообразным исполнением законодательства и законностью правовых актов на территории района. Особое внимание прокуратурой района в 2016 году уделялось соблюдению требований Директив Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, налогового и антикоррупционного законодательства.
В 2016 году зарегистрировано 12 несчастных случаев на производстве, из них 1 со смертельным исходом и 3 с тяжелым. Проведенные прокуратурой района проверки показали, что со стороны руководителей ослаблен контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда и технике безопасности на вверенных им объектам.
- Как ведется работа по соблюдению требований природоохранного законодательства?
- Прокуратурой района особое внимание уделяется соблюдению требований природоохранного законодательства. В 2016 году установлены нарушения законодательства о режиме хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов района, а также соблюдении требований законодательства по охране жизни людей на воде.
При проведении проверки ОАО «ПотапЪ», арендовавшего водохранилище «Нарочно» в д. Нечатово были выявлены грубейшие нарушения требований природоохранного законодательства, правил ведения рыбного хозяйства и рыболовства.
По результатам проверки Столинскому райисполкому внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, причин и условий им способствовавших.
По результатам рассмотрения представления договор аренды рыбных угодий « 1 от 26.12.2013 года с ОАО «ПотапЪ» расторгнут. ОАО «ПотапЪ» привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 15.51 Кодекса об административных Правонарушениях Республики Беларусь.
- Скажите, как соблюдаются требования антикоррупционного законодательства?
- За прошедший год выявлено 23 экономических преступления. Из числа выявленных преступлений пять относятся к категории тяжких, семь преступлений к категории коррупционных. По совершенным экономическим преступлениям в отчетном периоде установлено 18 лиц. Размер установленного материального ущерба составил 42 421,9 рубля.
- Дмитрий Сергеевич, надзор за соблюдением прав граждан – важнейшее направление в работе прокуратуры. Как выявляются нарушения в этой сфере?
- В основном граждане сами заявляют о том, что их права нарушены. Особое внимание уделяется личному приему граждан. В 2016 году в прокуратуру района поступило 170 обращений. Увеличилось количество граждан, принятых прокурорскими работниками на личном приеме, с 347 до 418.
Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. Особое внимание прокуратурой уделяется профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также профилактике подросткового пьянства, наркомании и токсикомании, которые зачастую являются предпосылками для совершения подростками таких преступлений, как хулиганство, грабеж, угон и других.
С этой целью помощник прокурора Хомич Александр Сергеевич провёл встречу с учащимися лицея. Темой выступления стала ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений, а также изменение возраста, с которого наступает ответственность подростков по ряду преступлений.
- В настоящее время отмечается значительный рост противоправного поведения несовершеннолетних. Более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, которые обусловливаются особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой» частью общества. «Уязвимость» заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать дeньги» и добывать желаемое в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних - «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними».
По большинству статей уголовная ответственность в Беларуси начинается с 16 лет. Правда, закон выделяет более двадцати преступлений, по которым попасть за решетку можно уже с 14. Раньше в этом списке среди прочего были убийство, изнасилование, кража, вымогательство и торговля наркотиками. Сейчас добавилось еще две статьи — хищение путем использования компьютерной техники и уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы. Это обусловлено ростом числа таких преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Дело в том, что за обычную кражу и раньше уголовная ответственность наступала с 14 лет. Но за то же самое преступление, совершенное с помощью компьютера (например, воровство с банковской карточки) — с шестнадцати. По 212 статье Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы. За хищение в крупном размере — до 7 лет, в особо крупном — до 16.
Правоприменительная практика последних лет свидетельствует об увеличении в республике количества хищений путем использования компьютерной техники. При этом постоянно развивающиеся информационные технологии и совершенствующиеся возможности интернета создают предпосылки для роста числа соответствующих деяний, совершаемых несовершеннолетними, которые являются одними из наиболее активных пользователей электронных устройств и сетевых ресурсов
Также к уголовной ответственности с 14 лет будут привлекать и несовершеннолетних, которые уклоняются от отбывания наказания в виде ограничения свободы. Сейчас таких случаев очень много. Раньше даже за многократное нарушение подросткам грозил лишь выговор, изменение вступившее в силу предусматривает наказание - до 3 лет лишения свободы.
Снижение возраста уголовной ответственности за названные преступления в полной мере учитывает существующий уровень эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости подростков, присутствующего у них адекватного восприятия ситуации правонарушения.