Столинский районный исполнительный комитет

Столинский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Экономика // Инвестору

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

13/05/2023 11:57

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательное обеспечение инвестиционной политики

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.

В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.

Основополагающим документом является Закон Республики Беларусь от 13 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях»(https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053), направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

Инвестиционная деятельность в республике может осуществляться в формах:

- создания юридического лица;

- приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости (в том числе и строительство объектов); ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств.

Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. Закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.

Принятые решения на государственном уровне способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному распределению инвестируемых средств по структуре и территориям в соответствии с государственными приоритетами:

Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» установлены правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Беларуси, как для белорусских, так и для иностранных инвесторов. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900010

Декрет предусматривает трёхуровневую систему заключения инвесторами договоров с Республикой Беларусь. Дифференциация зависит от значимости проекта и предоставляемых преференций.

Инвестиционный договор может заключаться на основании решения: Совета Министров, согласованного с Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами или иными решениями Главы государства; Совета Министров в случае, если инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, уже установленных законодательными актами; республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству; решения облисполкома в случаях, когда для реализации проекта преференции не требуются.

В заключаемых с инвестором договорах определяются объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, закрепляется ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств. Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие преференции:

- предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона;

- поэтапное оформление документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;

- ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость и другие.

Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. №1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. №4».https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600563

С целью развития регионов и отраслей экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 предоставлено право физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее – инвестиционные агенты) по вопросам:

- привлечения инвесторов для реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;

- сопровождения инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в том числе оказанию инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг.

Порядок предоставления статуса инвестиционного агента утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009г. №1448.

Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 г упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования(https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900001).

С 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень документов, предоставляемых для регистрации.

Декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций (кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций.

Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

 Приняты меры экономического стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (Декрет Президента Республики Беларусь № 6 от 07.05.2012 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1200006). Коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:

вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;

вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное);

освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.

Определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного на территории сельских населенных пунктов и поселков городского типа на аукционе с установлением начальной цены продажи равной одной базовой величине, а также предусмотрена возможность передачи в безвозмездное пользование или в собственность (Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 №294) https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p31000200.

Созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся(Указ 14 января 2014 г. № 26 https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31400026

Упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков . (Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2022 г№ 466, https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P32200466&p1=1&p5=0). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.

С информацией о законодательных актах Республики Беларусь, регламентирующих инвестиционную деятельность можно также ознакомиться на сайте Брестского облисполкома: https://brest-region.gov.by/ru/investicionnoe-zakonodatelstvo-ru.

 

К списку новостей

Полезные ссылки