Чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса и улучшения качества обслуживания налогоплательщиков, создан ряд электронных сервисов, благодаря которым централизованно можно получить необходимые справки и разрешительные документы, подать налоговую отчетность, получить налоговые консультации и узнать о нововведениях налогового законодательства.
В настоящий момент помимо возможности подавать налоговые декларации в электронном виде пользователи системы электронного декларирования имеют оперативный 'доступ к сведениям об излишне уплаченных платежах в бюджет, проведенных зачетах, результатах выполнения административных процедур по поданным заявлениям и другой информации. Один из самых распространенных сервисов — личный кабинет плательщика, который находится на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
«Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» делает для плательщиков жизнь проще, понятнее и доступнее. Этот сервис удобен для тех, кто привык экономить время, используя Интернет.
В функционале «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для плательщиков реализована возможность в режиме реального времени:
- подать заявку на получение следующих документов:
- сведения о недоимках, переплатах и пене;
- справка о расчетах с бюджетом; выписка из лицевых счетов; о проведенных зачетах;
- реестр платежей;
- извещение на уплату земельного налога и налога на недвижимость;
- постановления о приостановлении операций по счетам; постановления об отмене приостановления операций по счетам;
- просматривать личную историю заказанных и полученных документов с возможностью скачать любой документ в формате PDF;
- проверить электронный документ, направленный в налоговый орган и полученный на него ответ налогового органа, получить отображения внешней формы документа в формате PDF;
- записаться на личный прием к руководству инспекций МНС и посмотреть личную историю записей;
- заполнить и подать декларацию в налоговый орган по большинству налогов;
- просмотреть ранее поданные декларации;
- уплатить налоги для плательщиков, использующих Интернет- банкинг Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфа-банка и Белинвестбанка;
- подать заявления на осуществление административных процедур в электронном виде в налоговый орган и просмотреть ранее поданные заявления;
- просмотреть сообщения, поступающие от налоговых органов;
- работать с документами Евразийского экономического пространства (БАС): заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и передать заявление в АИС «Таможенный союз» с полным пакетом прилагаемых документов в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов, а также просмотреть заявления, поступившие в адрес плательщика.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в целях реализации концепции развития налоговых органов, базирующейся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, проводится активная работа по созданию, внедрению и дальнейшему продвижению электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами.
Делая выводы, можно отметить, что система электронного декларирования заняла свою нишу в системе оказания налоговых услуг бизнесу Беларуси. С момента ее запуска прошло 7 лет, на протяжении которых она совершенствовалась, дорабатывалась, наполнялась новыми услугами и сервисами с целью автоматизации и упрощения налогообложения для представителей бизнес сообщества.