Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство по налогам и сборам с учетом подходов, согласованных с Советом Министров Республики Беларусь, по возникающим вопросам налогообложения НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом письмом от 06.06.2022 N 03-01-03/4966 / N 2-1-10/03406 разъяснили следующее.
В соответствии с Регламентом Совета ЕС N 2022/577 и Решением Совета ЕС N 2022/579 от 08.04.2022 автотранспортным предприятиям, учрежденным в Республике Беларусь, с 09.04.2022 запрещена перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Европейского союза (далее - Евросоюз), в том числе транзитом.
В целях поддержки автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Республике Беларусь (далее - белорусский перевозчик), с 16.04.2022 были введены ответные меры в отношении автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Евросоюзе (далее - перевозчик Евросоюза), разрешив им перевозку грузов только до/из специально установленных мест на территории Республики Беларусь для осуществления грузовых операций и (или) перецепки.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 N 247 "О перемещении транспортных средств" (далее - постановление N 247) определены специально установленные места для совершения грузовых операций и (или) перецепки (далее - специально установленное место).
Действующие ограничения со стороны Евросоюза не позволяют белорусским перевозчикам оказывать транспортные услуги в обычном режиме, то есть самостоятельно выполнять перевозку груза от пункта отправления до пункта назначения на всем протяжении международного маршрута следования груза, а лишь обеспечивать часть маршрута такой перевозки.
Порядок выполнения автомобильных перевозок в рамках постановления N 247 является новой практикой для белорусских перевозчиков, однако позволяющей продолжать участвовать в выполнении перевозок импортных/экспортных грузов только в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь без пересечения ее границы.
Технология выполнения белорусским перевозчиком части международной перевозки грузов следующая.
Перевозчик Евросоюза прибывает в специально установленное место для осуществления грузовых операций и (или) перецепки. Белорусский перевозчик, принимающий груз, следующий из Евросоюза, в специально установленном месте к дальнейшей доставке до места назначения, является последующим перевозчиком, о чем делается отметка в графе 17 международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - CMR-накладная), а также дополнительно указываются данные о регистрационных номерах транспортных средств белорусского перевозчика.
Аналогичные отметки в CMR-накладной производятся, если белорусский перевозчик начинает перевозку груза, следующего в Евросоюз (транзитом по Евросоюзу), с территории Республики Беларусь и доставляет его в специально установленное место, где последующим перевозчиком уже становится перевозчик Евросоюза.
Глава VI Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956 (далее - КДПГ), определяет положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной. Каждый из перевозчиков несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и CMR-накладной сторонами договора перевозки на указанных в CMR-накладной условиях (статья 34 КДПГ).
Договор перевозки подтверждается составлением CMR-накладной. CMR-накладная является достаточным при отсутствии опровержения доказательством заключения договора перевозки, выполнения его условий и получения груза перевозчиком (статьи 4 и 9 КДПГ).
Таким образом, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые в условиях ограничений, установленных Евросоюзом, оформляются CMR-накладной таким образом, что каждый из перевозчиков, который в ней указан (графы 16 - 17 CMR-накладной), является стороной договора международной перевозки груза на указанных в CMR-накладной условиях и выполняет часть такой международной перевозки, завершая либо начиная ее на каком-либо этапе.
При заполнении CMR-накладной в графе 2 (место принятия груза) и графе 4 (место доставки груза) указываются разные государства, что подтверждает следование груза по международному маршруту.
Как установлено пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь, услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории, относятся к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке (далее - НДС) в размере ноль (0) процентов, при оформлении их международным товарно-транспортным документом, каковым является CMR-накладная, составленная согласно КДПГ.
В условиях действия ограничений со стороны Евросоюза, учитывая признание белорусского перевозчика стороной договора международной перевозки на указанных в CMR-накладной условиях, отвечающего наравне с иным перевозчиком за всю перевозку, возникают основания считать, что услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) место принятия (доставки) груза расположено на территории Евросоюза либо маршрут следования груза проходит транзитом по территории Евросоюза;
2) заявка заказчика, договор, заказ-поручение или другой аналогичный документ содержат указание маршрута международной перевозки груза и его соответствующей части по территории Республики Беларусь;
3) грузовой автомобиль или седельный тягач следовал в специально установленные места (из специально установленных мест), определенные (определенных) постановлением N 247, для совершения грузовых операций и (или) перецепки этих транспортных средств;
4) услуга по международной перевозке груза в части перевозки груза по территории Республики Беларусь оказана юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, имеющими в соответствии с законодательством право на выполнение международных автомобильных перевозок и попавшими под действие введенных Евросоюзом ограничений.
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450, такими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь являются юридические лица или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь:
имеющие лицензию на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта с составляющими его услугами по международной автомобильной перевозке грузов;
выполняющие международные автомобильные перевозки грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
5) международная перевозка груза осуществлена последовательно несколькими перевозчиками и оформлена единой CMR-накладной;
6) оформленная CMR-накладная (ее копия) содержит в том числе реквизиты последующего перевозчика (графа 17 CMR-накладной), дату о получении груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом, удостоверенную им при завершении международной перевозки груза (графа 24 CMR-накладной).
Поскольку нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовлению копии CMR-накладной, сопровождающей экспортный груз, предназначенного(ой) для передачи белорусскому перевозчику по завершении международной перевозки, то требование белорусского перевозчика оригиналов CMR-накладной или их копий может быть предусмотрено в договоре.
Данные подходы будут закреплены в нормативном правовом акте, распространяющемся на отношения, возникшие с 16.04.2022.