Об
обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих
маркировке
С 01.07.2025для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу
товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и
унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о
реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16, вне зависимости от размера торговой площади
торгового объекта (абзац третий части первой пункта 101Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь
и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении
постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка
Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации
маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить
перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и
унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих
маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке
товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее
дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В настоящее время производителями
КСА и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке
кассового оборудования на соответствие новым требованиям и подаче заявок для
проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) КСА, для
включения в Государственный реестр, а также на проведение оценки моделей
программных касс на соответствие новым требованиям. Данная работа должна быть
завершена в отношении КСА до 01.04.2024, в отношении программных касс до
01.05.2024.
После доработки производителями моделей КСА
и включения их в Государственный реестр необходимо доработать используемые в
торговых и иных объектах КСА до соответствия новым требованиям либо приобрести
и подключить к СККО новые модели КСА:
субъектами хозяйствования, осуществляющими
продажу маркированных унифицированными контрольными знаками и средствами
идентификации товаров – до 01.01.2025; иными субъектами хозяйствования – до
01.04.2025.
До 01.01.2025 операторами программных
кассовых систем должна быть осуществлена замена программного обеспечения
программных касс у пользователей.
2. Проинформировать
поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.
При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам
торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения
№ 924/16 необходимо обращаться в
Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного
получения и нанесения на реализуемые товары GTIN (за исключением товаров,
указанных в пункте 23 Положения о
товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике
Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
24.05.2000 № 748).
3. При
реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, средств идентификации и (или)
УКЗ, а также формирование в платежном документе информации, определенной в
требованиях к кассовому суммирующему аппарату (постановление № 29/99) или
программной кассе (постановление № 10).
Обращаем внимание, что в случае если кассовое
оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного кода
маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована возможность
передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного считывания
такого номера.
При реализации в кассовом оборудовании такого
функционала, эта особенность должна
быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование,
включающей руководство пользователя, а
также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку
программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям.
При использовании такого функционала ответственность
за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный
товар, и GTIN, включенного в код маркировки и переданного в СККО) возлагается
на субъекта торговли, реализующего товары, подлежащие маркировке.