Настоящая памятка подготовлена в соответствии с положениями
Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
* * *
1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.).
Информация о товаре должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках.
При приобретении товара Вы имеете право на ознакомление с документами продавца, подтверждающими его наименование и право на занятие деятельностью.
У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца также желательно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.
* * *
2. Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе!).
Предъявить претензию по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличие идентификационных знаков и т.д.).
При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.
* * *
3. Качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если Вы обнаружили, что он Вам не подходит.
Данные требования подлежат удовлетворению, если:
- товар не был в употреблении;
- сохранены его потребительские свойства;
- имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Обращаем внимание! |
Обращаем внимание!
Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары.
Требование потребителя о возврате денежных средств за качественный товар подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок - 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара, установленной на день реализации товара.
* * *
4. Если Вы приобрели некачественный товар, Вы вправе потребовать по своему выбору:
- замены товара на качественный товар;
- безвозмездного ремонта;
- уменьшения покупной цены;
- возврата денег.
* * *
5. Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок - 7 дней при заявлении требований:
- об уменьшении покупной цены товара;
- о возмещении расходов по ремонту товара;
- о возврате денег;
незамедлительно, максимальный срок - 14 дней при заявлении требований:
- о безвозмездном ремонте;
- при необходимости проведения экспертизы;
незамедлительно, максимальный срок - 1 месяц:
- о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества .
Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.
За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Обращаем внимание! |
Она должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом.
Обращаем внимание! |
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя,оспорить заключение экспертизы товара только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
* * *
6. Возврат денег за некачественный товар Вы можете потребовать в любом случае (даже если это технически сложный или дорогостоящий товар и в нем обнаружен несущественный недостаток).
Обращаем внимание!
Есть перечень технически сложных товаров, замену которых можно требовать только при наличии в них существенных недостатков.
Дорогостоящий товар – товар, стоимость которого в 400 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара.
* * *
7. Если вы приобрели некачественный товар, Вы можете предъявить претензию по качеству товара:
продавцу;
изготовителю;
поставщику, представителю, если продавца нет (банкротство, прекратил деятельность, у потребителя отсутствуют достоверные данные о продавце),
местонахождение изготовителя за пределами Республики Беларусь);
ремонтной организации (по вопросу ремонта).
Вы можете написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на Вашем принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена Вам по первому требованию.
* * *
8. Потребитель вправе предъявлять претензии к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока.
К изготовителю потребитель вправе обращаться в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.
* * *
9. Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).
* * *
10. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил Ваше требование – обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.