В преддверии Дня Независимости управляющий делами Ремельского сельисполкома Любовь Акулич и специалист Василий Дорох посетили узников, которых осталось совсем немного, и вручили юбилейные медали «80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Память о войне у таких людей не стирается и не тускнеет с годами. Они пережили войну, помнят и бомбёжки, и голод, и холод. Огромное количество детей нашего района стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ни в чём не повинные, они терпели каторжный труд и издевательства. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, делали забор крови в больших количествах, морили голодом, а порой заставляли копать рвы и выкидывать трупы своих же соочественников.
Выжили немногие, и биографии этих людей – это настоящие уроки мужества для молодого поколения.
– Время войны – это страшные годы моего детства, пережить которые не пожелаешь никому, – говорит Феодосия Петровна Кисель из аг. Ремель. – Я два раза чуть не осталась без мамы во время войны. Первый раз немцы забрали её в тюрьму в Давид-Городке за то, что она являлась местным депутатом. А после того как мама вернулась, нас вместе с остальными жителями окрестных деревень собрали, и как скот погнали на Германию.
Там я второй раз чуть не потеряла маму, когда бомбили завод. А дело было так…. Из-за того, что я была ещё ребёнком, быстро покалечила свои руки на станках. Поэтому меня перевели работать на другой завод. В один из дней завод начали бомбить. Я от страха не знала куда бежать. Кругом чужие люди, и мамы рядом нет. На глаза попался старый дом, там я и спряталась. Позже заметила дрожащего старика напротив себя, чуть-чуть успокоилась, что не одна в доме. Смотрели друг на друга и молча сидели. На тот момент боялась лишь одного, что больше не увижу мамочку. Но, видимо у Бога на меня были свои планы, поэтому осталась цела в тот день. Вскоре нашла и маму.
Помню, что в лагере наших людей сильно били, унижали, морили голодом, поэтому я и другие дети часто сбегали из бараков, ходили по домам и попрошайничали. Хочу сказать, что не все немцы были бессердечными – многие еду и даже сладости давали.
Несмотря на то, что мне 94 года, то время вспоминать мне очень больно. Надеюсь, что мои дети, внуки и правнуки, а там и будущие поколения, никогда не узнают горести войны.
Григорий Михайлович Суп-рунчик из аг. Ремель также попал в концлагерь со своими родителями. Многое пережил в плену, и не раз на страницах нашей районной газеты рассказывал о том времени. Тем не менее с радостью вспомнил и хороший момент из своего военного детства.
– Одна из жительниц д. Мочуль как раз родилась в Германии. Очень хорошо помню этот день. На счастье, в бараке среди пленных была медсестра. Она организовала место для роженицы, кто-то поделился своей одеждой, кто-то принёс воду. Помню, как девочка появилась на свет и закричала. От этого у меня на душе так тепло стало. Несмотря на тяжёлые условия, голод и холод, девочка и её мать выжили и вернулись в родной Мочуль. Мамы давно нет в живых, а вот та девочка – Тамара жива. Вышла замуж, родила и воспитала детей, есть внуки и правнуки.
Ольга ГУСАК
Фото автора