Уважаемые
родители!
Именно Вы в первую очередь закладываете
отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у
своего ребенка или выпив ту же бутылку пива или иного горячительного напитка,
разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на
супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине.
Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано
или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми,
и это будет плодами Ваших рук. Именно Вы, неоднократно вступая в «Гражданские
браки», формируете несерьезность и нестабильность семейных отношений,
отсутствие ответственности за воспитание детей. Ребенок – это губка, которая в
себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными или
отрицательными.
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных
факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего
преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные
подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей
характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На
формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники,
особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У
большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные
качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.
Важнейшим условием формирования личности
«трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные
условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто
воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое
искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или
родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда
искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие
его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической
культурой родители.
Как правило, для трудновоспитуемых
подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном
счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало
этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для
большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для
проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это
усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и
педагогами.
Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет)
является переходным. Подростки этого возраста, как правило, школьники они
находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью
является учеба. В такой период появляется чувство взрослости,
самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.
Личность трудного подростка, прежде
всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и
недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние
проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны на личность
трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера –
улица, двор, «уличная группа» с отрицательной направленностью.
Эффективная профилактика правонарушений
и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий
как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера,
направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения
несовершеннолетнего правонарушителя. Если для одной части подростков и молодежи
средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других
оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь,
наркотики, суицидальное поведение.
И помните: ребенок, в первую очередь,
учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.
Основные
понятия
· безнадзорный –
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей
либо должностных лиц;
· беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и
(или) места пребывания;
· несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, –
лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья
либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушения или антиобщественные действия;
· профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и
иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с семьями и несовершеннолетними,
находящимися в социально опасном положении.