Об обеспечении
дифференцированного учета при реализации
товаров, подлежащих
маркировке
С 01.07.2025 для юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке
средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками
(далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных
о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16, вне
зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий
части первой пункта 101 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета
Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от
07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики
Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и
от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации
маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих
маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров,
подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке
товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее
дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В настоящее
время производителями КСА и операторами программных кассовых систем проводится
работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям и
подаче заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей
(модификаций) КСА, для включения в Государственный реестр, а также на
проведение оценки моделей программных касс на соответствие новым требованиям.
Данная работа должна быть завершена в отношении КСА до 01.04.2024, в отношении
программных касс до 01.05.2024.
После доработки
производителями моделей КСА и включения их в Государственный реестр необходимо
доработать используемые в торговых и иных объектах КСА до соответствия новым
требованиям либо приобрести и подключить к СККО новые модели КСА:
субъектами хозяйствования,
осуществляющими продажу маркированных унифицированными контрольными знаками и
средствами идентификации товаров – до 01.01.2025;
иными
субъектами хозяйствования – до 01.04.2025.
До 01.01.2025 операторами
программных кассовых систем должна быть осуществлена замена программного
обеспечения программных касс у пользователей.
2. Проинформировать поставщиков товаров о
необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.
При этом следует учитывать, что в случае
приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам торговли для целей
выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию
автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и
нанесения на реализуемые товары GTIN (за исключением товаров, указанных в
пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров
(продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748).
3. При реализации товаров обеспечивать
считывание GTIN, средств идентификации и (или) УКЗ, а также формирование в
платежном документе информации, определенной в требованиях к кассовому
суммирующему аппарату (постановление № 29/99) или программной кассе
(постановление № 10).
Обращаем внимание, что в случае если
кассовое оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного
кода маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована
возможность передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного
считывания такого номера.
При реализации в кассовом оборудовании
такого функционала, эта особенность должна быть отражена в эксплуатационной
документации на кассовое оборудование, включающей руководство пользователя, а
также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку
программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям.
При использовании такого функционала
ответственность за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный товар, и GTIN, включенного в
код маркировки и переданного в СККО) возлагается на субъекта торговли,
реализующего товары, подлежащие маркировке.